Вопрос-ответ
В соответствии с п.1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу п. 23 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006) потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором. Как следует из п. 1 ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, поэтому при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (когда имеет место отказ потребителя до начала предоставления услуги) заказчику должна возвращаться предоплата, а при наличии у исполнителя фактических расходов (например, связанных с подготовкой оказания услуги) - предоплата за вычетом данных сумм. Невозврат всей суммы предоплаты в таком случае следует рассматривать как неосновательное удержание исполнителем денежных средств, перечисленных ему в качестве предварительной оплаты. Если же исполнитель может подтвердить, что до момента отказа заказчика (до оказания услуги) им были осуществлены определенные расходы в связи с предстоящим оказанием услуг именно заказчику, то такие затраты не возвращаются в той части, в какой они фактически понесены в отношении заказчика. В договоре на оказание платных медицинских услуг возможна следующая формулировка: "Если после предоплаты услуги и до момента начала ее оказания, пациент отказывается от ее получения, денежные средства подлежат возврату пациенту за вычетом суммы, которая составляет фактические понесенные организацией расходы, связанные с оказанием данной услуги пациенту, включая подготовительные действия по ее оказанию."
Согласно статье 282 ТК РФ совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Таким образом, если врач выполняет работу в свободное от основной работы время у другого работодателя по трудовому договору, то это работа по внешнему совместительству (статья 60.1 ТК РФ). Ограничения по количеству должностей, в отношении которых осуществляется совместительство, в действующем законодательстве отсутствуют. Вместе с тем, медицинской организации необходимо соблюдать предельную продолжительность работы по совместительству медицинских работников, которая определена Постановлением от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". В соответствии с данным Постановлением продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю, кроме того отдельным категориям медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности"). Также, сокращенная продолжительность рабочего времени может быть установлена по результатам специальной оценки условий труда. Медицинские и фармацевтические работники, которым установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя (Приложение 1 к Постановлению N 101), могут работать по совместительству не более 18 часов в неделю, а работники, которым установлена сокращенная 33-часовая рабочая неделя, - не более 16,5 часов. Медицинские работники, не поименованные в Постановлении N 101, пользуются правом на сокращенную продолжительность рабочего времени 39 часов в неделю, а потому вправе работать по совместительству не более 19,5 часов в неделю.
Для ответа на данный вопрос прежде всего необходимо обратиться к законодательству – Федеральному закону от 30.03.95 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». В соответствии со ст. 5 данного Закона ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом. Медицинская помощь по медицинским показаниям ВИЧ-инфицированным оказывается на общих основаниях, при этом данная категория граждан пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, а медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных законодательством прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Рассмотрим данную ситуацию также сквозь призму Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: согласно ст. 5 Закона № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от наличия заболеваний. При этом медицинские работники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ст. 98 Закона № 323-ФЗ). Следовательно, медицинский работник не имеет права отказать ВИЧ-инфицированному пациенту в хирургическом вмешательстве, нарушение медицинскими работниками законодательства РФ в области охраны здоровья граждан, а также непредоставление больным медицинской помощи влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Однако, на основании ст. 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач по согласованию с руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также письменно уведомить об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. Таким образом, врач вправе отказаться от лечения больного только при соблюдении двух условий: - отказ согласован с руководителем (который обязан заменить пациенту лечащего врача); - нет угрозы жизни пациента и здоровью окружающих.
При решении вопроса о возможности проведения пациентом видеозаписи и аудиозаписи в медицинской организации необходимо исходить, с одной стороны, из законного права каждого на получение информации (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных иными федеральными законами), а с другой стороны - из установленных законом ограничений доступа к определенной информации. Так медицинские организации обязаны соблюдать врачебную тайну (сведения о факте обращения гражданина за медицинской помощью, состояние его здоровья, диагноз, иные сведения, полученные при обследовании, лечении), а также конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Следовательно, если в процессе видеозаписи и аудиозаписи пациентом происходить фиксация сведений, которые составляют врачебную тайну других пациентов без их согласия, такая видеозапись и аудиозапись являются неправомерными. Кроме того, существуют также иные виды охраняемой информации, которые могут стать объектом аудиозаписи - коммерческая тайна, персональные данные. В таком случае медицинская организация как обладатель информации обязана обеспечить: - предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; - своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; - предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; - постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. Таким образом, проведение пациентом видеозаписи и аудиозаписи в медицинской организации прямо не запрещено, однако у медицинской организации имеются законные ограничения на доступ к определенной информации. Для реализации данных ограничений медицинской организации необходимо разработать локальный нормативный акт, который будет определять порядок проведения видеозаписи и аудиозаписи в медицинской организации. В локальный нормативный акт необходимо включить: - основанное на законе право граждан и организаций на получение доступа к информации любым способом, в том числе путем проведения видеозаписи и аудиозаписи; - порядок реализации данного права с учетом установленных законом ограничений (предупреждение всех присутствующих лиц о фиксации разговора на аудионоситель или фиксации действий разговоров на видеоноситель; согласование проведения видеозаписи и аудиозаписи с уполномоченным должностным лицом медицинской организации); - перечень сведений, которые не могут свободно фиксироваться при видеозаписи и аудиозаписи в силу установленных законом запретов.
9 апреля Правительством РФ было принято Постановление № 467 “О Временном порядке признания лица инвалидом”, которое утвердило временный порядок признания лица инвалидом. В чем его особенность? 1. Медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы заочно (присутствие гражданина не требуется). 2. Инвалидность продлевается на срок 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании. 3. Заявления о проведении медико-социальной экспертизы от гражданина либо его законного представителя не требуется. 4. Продлеваются ранее установленные группа инвалидности (категория"ребенок-инвалид"), причины инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), сохраняет ранее рекомендованные реабилитационные или реабилитационные мероприятия. 5. После продления инвалидности гражданину направляется заказным почтовым направлением с соблюдением необходимых требований законодательства справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). 6. Продление инвалидности гражданину, которому при предыдущем освидетельствовании была установлена категория "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет и срок переосвидетельствования которого наступает в период действия временного порядка, осуществляется путем установления I, II или III группы инвалидности на срок 6 месяцев в соответствии с заключением федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, сведения о которых имеются в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы при последнем освидетельствовании. Напомним, временный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г., и действует до 1 октября 2020 г. включительно.